В Самарской области готовится к внедрению система управления по результатам деятельности в сфере здравоохранения. Она предполагает взаимодействие органов исполнительной власти различных уровней и местного самоуправления (пилотная территория – городской округ Новокуйбышевск). Новая система управления является платформой для развития административной реформы на территории Самарской области на 2006-2008 годы.
Создание организационно-методической основы управления по результатам осуществляется в рамках Проекта «Внедрение механизмов управления по результатам в системе взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований (с апробацией на примере Министерства здравоохранения Самарской области, территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и органов местного самоуправления городского округа Новокуйбышевск)».
Достижение целей Проекта потребовало проведения анализа существующей ситуации в системе здравоохранения городского округа Новокуйбышевск. Для этого были оценены как объективные показатели деятельности органов исполнительной власти и органов местного здравоохранения в сфере здравоохранения, так и мнение пациентов по этому вопросу.
По данным социологического опроса жителей г.о. Новокуйбышевск было установлено, что в основном недовольство пациентов вызывает длительный срок ожидания приема врача и получения необходимых услуг. Большинство жителей Новокуйбышевска (41,6%) выразили недовольство технической оснащенностью лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и примерно такое же количество респондентов не устраивают результаты полученной медицинской помощи. При этом число респондентов, в большей степени удовлетворенных качеством услуг в системе здравоохранения, в 2 раза меньше, чем в большей степени неудовлетворенных. Большинство опрошенного населения отмечают низкую степень комфортности пребывания в ЛПУ и примерно 70% опрошенных говорят о плохом состоянии основных и санитарных помещений. Кроме того, 43% анкетируемых (среди которых большинство трудоспособного возраста) признали, что имеют низкую информированность об услугах, оказываемых в сфере здравоохранения.
Анализ материально-технического состояния ЛПУ показывает, что для успешной реализации Проекта необходимо обновление материальной базы учреждений: медицинское оборудование в государственных учреждениях изношено на 51%, в муниципальных – на 87,3%.
При сравнительном анализе деятельности системы здравоохранения городского округа Новокуйбышевск установлено, что объем финансовых средств, выделяемых на обеспечение медицинской помощью 1 жителя Новокуйбышевска, является одним из наиболее значительных среди городов Самарской области (2 ранговое место). При этом объемные показатели медицинской помощи несколько ниже, чем по городам в целом, что объясняется интенсивным развитием стационарозамещающих технологий. По показателям смертности населения городской округ Новокуйбышевск занимает срединную позицию, при этом отмечаются более высокие стандартизованные показатели смертности населения социально активного (до 65 лет) и трудоспособного возраста, избыточное число смертей от болезней органов пищеварения и дыхания, болезней мочеполовой, эндокринной и нервной систем.
Смертность от злокачественных новообразований (239,5 на 100 000 населения) и заболеваемость этими болезнями (3320,0 на 100 000 населения) – самые высокие среди городов (183,0 и 2166,2 соответственно).
Проблемы, связанные со здоровьем населения городского округа Новокуйбышевск, во многом обусловлены неблагополучным состоянием окружающей среды: территория округа относится к зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Выявленные уязвимые звенья в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления городского округа Новокуйбышевск по охране здоровья населения легли в основу системы целеполагания. Были определены главные конечные цели деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления на 2007-2008 годы. Таковыми являются увеличение продолжительности жизни населения региона и повышение удовлетворенности пациентов услугами в системе здравоохранения. При этом особо отмечается, что успешная реализация системы целеполагания во многом зависит от эффективности взаимодействия Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Территориального Фонда обязательного медицинского страхования и объектов управления медицинских учреждений.
Для каждой из конечных целей было построено дерево целей и определены показатели результативности, которые были подвергнуты экспертному анализу. Наиболее информативные и адекватные показатели были свернуты в последовательную трехуровневую систему показателей результативности деятельности, где каждому показателю конечного результата соответствует набор показателей непосредственного результата, а каждому показателю непосредственного результата соответствует набор показателей ресурсов.
В разработанной системе целеполагания каждый участник Проекта (Министерство здравоохранения и социального развития, Управление Росздравнадзора по Самарской области, ТФОМС, органы местного самоуправления) имеет различную степень ответственности за достижение целевых ориентиров показателей результативности, которая определяется, исходя из их возможностей влиять на процесс достижения цели.
Для определения степени ответственности органов власти – участников Проекта за достижение целей был проведен анализ их полномочий, который показал недостаточность нормативно-правового регулирования системы взаимодействия ветвей публичной власти в сфере здравоохранения для внедрения механизмов управления по результатам. Это потребовало разработки организационно-методических документов для планирования, исполнения и оценки результатов деятельности и, в частности, Административного регламента взаимодействия по планированию, исполнению и оценке результатов деятельности в сфере здравоохранения городского округа Новокуйбышевск и Соглашения между участниками Проекта о его реализации. Кроме указанных документов были разработаны методические материалы по организации работы отделений врачей общей практики в условиях фондодержания для передачи и использования участниками Проекта опыта управления по результатам городской клинической поликлиники №15 городского округа Самары.
Основным механизмом повышения эффективности бюджетных расходов, обеспечения оказания бюджетных услуг высокого качества является распределение бюджетных ресурсов между исполнителями на конкурсной основе с учетом приоритетности направления средств, компетентности и оснащенности получателей средств, показателей результативности и их целевых значений. Реализация этого механизма требует проведения ряда институциональных преобразований, изменений федерального и регионального законодательства, регламентирующего правовые основы бюджетной системы, организационных форм оказания бюджетных услуг. В рамках Проекта разработана соответствующая методика конкурсного распределения ресурсов, которая определяет порядок формирования задания на оказание бюджетных услуг и обеспечивает конкуренцию при распределении средств между бюджетными и автономными учреждениями, оказывающими бюджетные услуги в сфере здравоохранения Самарской области. Последнее достигается путем внедрения новых процедур в процесс бюджетного планирования и введения в практику управления расходами Заданий на оказание бюджетных услуг.
Очевидно, что в ходе реализации мероприятий Проекта всегда необходимо осуществлять поиск единственного наилучшего решения на заранее заданном множестве допустимых решений. Основная трудность при этом состоит в том, что последствия, связанные с принятием того или иного решения, зависят от неизвестной ситуации. Другими словами, возникают риски не достигнуть требуемых целей, когда ожидаемый результат за некоторый период времени может принимать значения, отличающиеся от запланированных. В этой связи в рамках Проекта была разработана методика оценки рисков не достигнуть целевых результатов, включающая определение факторов риска, выявление возможных причин их возникновения, анализ предполагаемых последствий их реализации и предложения по минимизации выявленных рисков.
Учитывая, что успешная реализация всех проектных решений невозможна без поддержки и активного участия общественности, одним из основных фрагментов Проекта являлось создание публичной автоматизированной информационной системы регламентов услуг, оказываемых населению в системе здравоохранения Самарской области. В рамках проекта был разработан макет публичной автоматизированной информационной системы регламентов услуг в системе здравоохранения, предназначенный для размещения в сети Интернет и использования населением региона, а также пилотная версия модуля, поддерживающего в аппаратно-программном комплексе «Интернет-киоск» режим получения любым заинтересованным лицом информации по услугам в сфере здравоохранения. Проведено пробное наполнение базы регламентов услуг и апробация макета системы представителями органов исполнительной власти, местного самоуправления и специалистов подведомственных им ЛПУ пилотной территории ‑ городского округа Новокуйбышевск.
Сообщила пресс-служба Правительства Самарской области
|